Задумывались ли вы, что именно столкновение света и тени позволяет
нам увидеть форму предметов. Если выключить свет, то в темноте мы не
увидим никакой формы. Если все осветить очень ярким прожектором, то
формы мы тоже не увидим. Только столкновение света и тени позволяют нам
ее увидеть.
Светотень не ложится на предметы как попало. Есть определенные
закономерности, как будет располагаться светотень на разных формах. И
рисующему человеку это необходимо знать.
Основных форм, из сочетания которых можно построить любую сложную
форму, четыре. Это: куб, цилиндр, конус и шар. У каждой из этих форм
есть свои закономерности распространения светотени и свои отличия.
Рассмотрим их по порядку.
Собственная тень
-
Куб
Свет и тень на кубе встречаются в одну жесткую прямую линию, которую
называют «линией разлома на светотень» или просто «разломом».
При этом напряжение тени в сторону света усиливается, также как и
напряжение света в сторону тени. Другими словами тень на теневой грани
куба будет самой темной там, где она соприкасается с освещенной гранью. В
свою очередь и свет на светлой грани будет светлее у линии разлома.
Таким образом получается, что ни самая темная часть тени, ни самая
светлая часть света не лежат на самом краю формы. У куба разлом на
светотень будет «жестким».
-
Цилиндр.
Разлом на светотень на цилиндре ведет себя в чем-то похожим образом.
Свет и тень здесь тоже как и у куба образуют прямую линию. Тень так же,
как и на кубе будет более напряжена в сторону света. Такое усиление тени
в сторону света – это общая закономерность для любых форм. Свет тоже не
лежит на краю формы. И это тоже общая закономерность.
Но есть и существенные отличия в распространении света по цилиндру.
Здесь свет и тень не встречаются в одну линию, а между ними есть
промежуточные полутона более светлые к свету, и более темные к тени. На
цилиндре мы видим «мягкий» разлом.
-
Конус
Конус очень похож на цилиндр. Линия разлома так же располагается по
прямой, мы наблюдаем «мягкий» разлом. Напряжение света и тени и
чередование полутонов такое же, как на цилиндре.
Тем не менее, конус выделен как одна из четырех основных фигур и у
него есть одно существенное отличие. Чем 'уже форма, тем напряженнее и
контрастнее становится тень, а там, где форма, становится шире, тень
светлеет и как бы расплывается по форме.
-
Шар
У шара наблюдается несколько иная картина. Линия разлома проходит по
окружности, лежащей перпендикулярно направлению источника света.
Здесь, как и у других форм, усиление тени будет к месту разлома, свет
так же будет лежать не на самом краю формы. Полутона расположатся
концентрическими кругами от света к линии разлома.
Это то, что касается «собственных» теней, т.е. теней на самой форме. А
есть еще и «падающие тени». «Падающей» называют тень, которую форма
отбрасывает на другие поверхности.
Падающая тень
«Падающей» называют тень, которую форма отбрасывает на другие поверхности.
У трех из этих форм – куба, цилиндра и конуса – падающая тень строится по одному принципу, а у шара – по другому.
-
Куб, цилиндр и конус
В первом случае есть точка, где разлом встречается с поверхностью, на
которой стоит форма. Это так называемая «мертвая точка». Это то место,
где заканчивается собственная тень и начинается падающая. Через эту
точку обе тени связаны.
-
Шар
У шара мы наблюдаем другую картину. Линия разлома проскакивает мимо
точки соприкосновения шара с поверхностью, на которой он стоит. И
«мертвая точка» отсутствует. Падающая тень ложится вокруг точки
соприкосновения шара, как бы обводя ее.
Рисуя формы, которые напоминают эти геометрические фигуры, мы должны помнить о закономерностях распространения светотени на них.
И еще. Надо различать светотень и тон в рисунке. И то, и другое может
быть сделано с помощью штриховки. Но задачи у светотени и тона разные.
Светотень – это формообразующее начало. Светотень будет одинаково
ложиться как на белый, так и на черный или цветной предмет. Любая
раскраска предмета или фактура поверхности не изменят законов
распространения светотени.
Когда в рисунке стоит задача сделать светотень, это означает, что
надо проявить форму и расположение предметов безотносительно их тона и
цвета. Как правило, такое требование бывает в работе над конструктивным
рисунком, когда мы учимся рисовать форму в пространстве.