Мир рисунка сайт учителя ИЗО МХК Иванченко Надежды Владим...

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 444
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Мауриц Корнелиус Эшер

 

11 декабря в главном здании ММСИ на Петровке, 25, в рамках Года Нидерландов в России — 2013 открылась масштабная (более 100 работ) выставка Маурица Корнелиуса Эшера. Творчество этого художника вдохновило многие идеи современного дизайна и анимации и, как следствие, повлияло на окружающую нас действительность, во многом этими дизайнерами и созданную.

Мауриц Корнелиус ЭШЕР. Автопортрет. 1943
Мауриц Корнелиус ЭШЕР 
Автопортрет. 1943
Литография
Источник: wikipaintings.org

Мауриц Корнелиус Эшер родился 17 июня 1898 года в Леевардене, административном центре провинции Фрисландия в Голландии. Третий, младший сын инженера-гидравлика Г. А. Эшера и его второй жены, Сары Гличман (у отца Эшера было еще 2 сына от первого брака, так что для него Мауриц был пятым ребенком), Мауриц с самого раннего детства имел возможность развивать свои природные таланты. И хотя учеба не давалась Маурицу совсем, заниматься тем, что ему было интересно, ему никто не запрещал. Так, с 1907 года Мауриц учился плотницкому делу и игре на пианино в небольших мастерских города Арнема, куда его семья переехала из Леевардена в 1903-м.

Общее образование, по-видимому, не числилось в списке приоритетов будущего художника, раз он так и не смог нормально сдать выпускные экзамены средней школы (в которой проучился с 1912 по 1918) и даже, если верить некоторым источникам, завалил рисование. Хотя вне школы искусство, очевидно, занимало его вполне серьезно: известна, например, линогравюра 1916 года «Портрет отца художника», которую 18-летний Эшер исполнил самостоятельно и на вполне достойном уровне. В 1917 году Эшер посещал мастерскую художника Герта Стигемана, в которой он впервые встал за станок, конечно, не догадываясь, что так или иначе простоит за ним всю жизнь.

М. К. ЭШЕР Портрет Г. А. Эшера, отца художника. 1916
М. К. ЭШЕР Портрет Г. А. Эшера, отца 
художника. 1916
Линогравюра
Источник: mcesher.ru
М. К. ЭШЕР Море в устье реки Эбро. 1922
М. К. ЭШЕР Море в устье реки Эбро. 1922
Бумага, акварель
Источник: totallyhistory.com

Следуя воле отца, желавшего, чтобы его сын имел диплом о высшем образовании и приличную профессию, созвучную, впрочем, талантам сына, Мауриц Эшер в 1919 году поступил на отделение архитектуры Школы архитектуры и орнамента в Харлеме. Однако натура взяла свое, и уже спустя несколько месяцев он перевелся в класс графического дизайна под руководством Самюэля Джесерана де Месквита. Впоследствии Эшер вспоминал, что, «как и большинство его учеников, я долго находился под влиянием могучей индивидуальности художника». Можно даже сказать, что на раннем этапе творчества Эшера это влияние было определяющим для формирования его художественного стиля.

Однако искусство Эшера формировалось не только и не столько под влиянием академической школы и творчества де Месквита. Лето1921 года семья Эшера провела на побережье итальянской Ривьеры, и неожиданно для себя молодой художник нашел источники вдохновения в южной природе: итальянские виды заворожили Маурица — и он бесконечно рисовал все что видел вокруг.

Тогда же, в 1921 году, окрыленный новыми эмоциями и впечатлениями, Эшер начал экспериментировать с новой для себя ксилографией — гравюрой по дереву. Одна из серий таких гравюр, «Цветы Пасхи», даже была опубликована в журнале.

М. К. ЭШЕР Анютины глазки. Из серии « Цветы Пасхи». 1921
М. К. ЭШЕР Анютины глазки. Из серии 
«Цветы Пасхи». 1921
Ксилография
Источник: totallyhistory.com
М. К. ЭШЕР Декоративный орнамент фрески в Альгамбре. 1922
М. К. ЭШЕР Декоративный орнамент 
фрески в Альгамбре. 1922
Бумага, акварель
Источник: totallyhistory.com

Италия настолько поразила художника, что он уже самостоятельно вернулся туда после окончания колледжа в 1922 году. А в сентябре того же года Эшер впервые посетил испанскую Альгамбру — шедевр мавританской архитектуры. Пораженной красотой декора Альгамбры, он отмечал его «колоссальную сложность и математическо-художественный смысл».

1920-е — начало 1930-х годов в творчестве Эшера — время многочисленных экспериментов. Он много и продуктивно работает в тиражной графике, экспериментируя как со стилем, так и с техниками: «…с 1922 года приблизительно до 1935…я выполнил около семидесяти ксилографий (продольных и торцовых) и более сорока литографий». Позже Эшер писал: «…многолетнее изучение техники графических искусств пошло мне на пользу; ремесло стало не только второй моей натурой, но и крайней необходимостью при переходе к репродукционной технике, открыв мне возможность одновременно общаться с широкой публикой, чего, собственно, я и добивался».

М. К. ЭШЕР Вид города Равелло, Италия. 1923
М. К. ЭШЕР Вид города Равелло, Италия. 1923
Литография
Источник: wikipaintings.org
М. К. ЭШЕР Вид города Кайруан, Тунис. 1929
М. К. ЭШЕР Вид города Кайруан, Тунис. 1929
Литография
Источник: totallyhistory.com

Уже в 1923 году состоялась его первая персональная выставка в Сиене, а в 1924 году — в Гааге. В том же 1924-м Эшер женился на Джетте (Jetta Umiker), которую встретил годом ранее в Италии. Вообще, Италия с ее мягким климатом, живописными видами и разнообразной и сложной архитектурой на долгое время стала домом для художника. Здесь он жил и работал, здесь родились его старшие сыновья. В 1926 году родился Георг, в 1928 году появился Артур. Мотивы итальянского пейзажа и архитектуры раз за разом возникали на листах его работ. Эшер работал над орнаментикой, выполнял иллюстрации для различных изданий, занимался разными видами коммерческой графики. Однако его настоящий творческий интерес лежал совсем в другой области. Еще со времен учебы и чем дальше, тем больше Эшера захватывала идея выхода за границы: за границы жизни — тема смерти, за границы привычных понятий — мистические и сюрреалистические мотивы, за границы реального пространства — различные оптические и пространственные эффекты.

Его работы, наполненные оптическими иллюзиями, такие завораживающе необычные и явно опередившие свое время (терминоп-арт — от opticalart — появился лет через тридцать), быстро набирали огромную популярность. Одна за другой проходили выставки в Италии, только в 1929 году в Голландии и Швейцарии прошло сразу пять его персональных выставок; открылась постоянная экспозиция в одном из музеев Голландии.

М. К. ЭШЕР Рука со сферой. 1935
М. К. ЭШЕР Рука со сферой. 1935
Литография. 42,5 × 31,5
Christie’s. 10.03.2009. Лот 196
Оценка аукциона (эстимейт): 3 000–5 000 евро
Цена: 49 000 евро
Источник: christies.com

До 1935 года он много путешествовал: проехал по Европе, в очередной раз побывал в Испании, совершил поездку в Тунис; в основном его интересовали арабески, местные традиционные орнаменты и узоры, архитектура. В 1935 году, несмотря на былое благоволение Муссолини, жить в Италии, где фашисты все больше набирали силу, стало опасно; Эшер был вынужден переехать в нейтральную Швейцарию, где жизнь и благополучие семьи были практически гарантированы. Это событие не только оказалось важным для Эшера — отца семейства, но и стало поворотным моментоv в развитии Эшера-художника.

М. К. ЭШЕР Снег. 1936
М. К. ЭШЕР Снег. 1936
Литография
Источник: totallyhistory.com
М. К. ЭШЕР Развитие I. 1937
М. К. ЭШЕР Развитие I. 1937
Ксилография. 44 × 44
Источник: totallyhistory.com

После залитой солнцем Италии природа и архитектура северных стран его совсем не вдохновляли, и он вновь обратился к идеям, почерпнутым еще во время изучения итальянской архитектуры и мавританских орнаментов. Изначально довольно простые, в новых работах Эшера они, продуманные и просчитанные, воплощались в сложных композициях, детально разработанных схемах. Таким образом, от оп-арта Эшер перешел к имп-арту (от impossibleart — изображению невозможных с точки зрения геометрии пространственных фигур и объектов, оптических иллюзий) и от конкретного сюжета — к часто абстрактным или сюрреалистичным мотивам.

Существует легенда, что однажды он показал одну из своих абстрактных работ своему брату Биру, профессору геологии, занимавшемуся проблемой конструирования и выращивания кристаллов. Брат был настолько впечатлен сложностью конструкции, композиции и совершенством симметрии рисунка, что решил использовать его идеи в кристаллографии. (На этом, к слову, связь творчества М. Эшера с миром науки не оборвалась: в 1959 году художник выступал на международном конгрессе кристаллографии в Англии с докладом на тему симметрии, а в 1965-м вышла книга «Аспекты симметрии в творчестве М. К. Эшера».)

Переезд в Швейцарию и близость войны не сделали Эшера домоседом. Уже в 1936 году он снова отправился в Испанию. Сложность орнаментики и узоров Альгамбры не отпускала художника долгое время, и он снова погрузился в изучение и копирование мавританских изразцов. Прием правильного периодического деления плоскостей на пропорциональные части, веками используемый в прикладных целях — для построения орнаментов, узоров, — Эшер одним из первых перенес в графику и создал самостоятельные изображения, напоминающие сложные мозаичные симметричные картинки калейдоскопа, практически предвосхищая в них идею фракталов.

М. К. ЭШЕР День и ночь. 1938
М. К. ЭШЕР День и ночь. 1938
Ксилография. 39 × 68
Christie’s. 20.03.2013 Лот 37
Оценка аукциона (эстимейт): 12 000–18 000 фунтов
Цена: 37 500 фунтов
Источник: christies.com
М. К. ЭШЕР Солнце и луна. 1948
М. К. ЭШЕР Солнце и луна. 1948
Ксилография. 25 х 27,5
Christie’s. 27–28.10.2009. Лот 83
Оценка аукциона (эстимейт): 12 000–18 000 фунтов
Цена: 37 500 фунтов
Источник: christies.com

К 1938 году, когда на свет появился третий сын, Ян, Эшер практически полностью сосредоточился на решении сложных композиционных задач. Более того, он усложнял свои композиции, используя в качестве элементов орнамента максимально упрощенные фигуры реального мира. Так возник мотив двух летящих навстречу друг другу птиц — черной и белой (вообще, они могли быть двух любых контрастных цветов). Этот сюжет лег в основу его знаменитой работы «День и ночь», а позже птицы трансформировались в рыб в работе «Небо и вода» (1938).

В 1941 году Эшер с семьей переехал на родину, в Голландию, и с этого времени жизнь художника обрела видимую оседлость. Погруженный в решение пространственных задач и логические построения, он больше не нуждался во вдохновляющей натуре в такой степени, как раньше.

М. К. ЭШЕР Рисующие руки. 1948
М. К. ЭШЕР Рисующие руки. 1948
Литография. 28,5 х 34
Christie’s. 31.10.2001. Лот 83
Оценка аукциона (эстимейт): 45 000–55 000 долларов
Цена: 58 750 долларов
Источник: christies.com

В 1940-х годах в творчестве Эшера возник объем. Двухмерное пространство, изученное и покоренное, стало ему уже не так интересно, куда больше его стало занимать противоречие между плоскостью и пространством. Эшер снова выходит за границы. Теперь это границы плоскости листа. Его рисунки теперь объемно вторгаются в наш мир, споря в своей реалистичности с предметами реального пространства. Симметричность его работ теперь дополнена и усложнена сферичностью пространства. Сфера как геометрическая фигура и сферичность пространства как прием становятся важнейшими элементами его композиций; именно в этот период появляется одна из самых известных его работ, «Рисующие руки» (1948).

В 1948 году Эшер начал читать лекции о симметрии и сложном пространстве своих работ, и к 1950 году его выступления вполне серьезно воспринимала не только публика, но и научное сообщество. В том же 1950-м с успехом прошла первая персональная выставка Эшера в США.

В творчестве 1950-е — время, когда трехмерные элементы его работ обретают перспективу. Художник использует перспективное сокращение фигур, достигая эффекта «ухода в бесконечность» — уменьшения до точки. Первая работа, в которой был использован этот прием, получила название «Меньше и меньше» (1956). Интересно, что до 1958 года объекты в работах Эшера уменьшаются по мере приближения к центру картины, а после 1958 — наоборот, по мере удаления от него. Начиная с 1956 года Эшер применяет этот прием практически в каждой своей работе, включая листы из последней серии «Змеи», над которой он работал в 1969 году.

М. К. ЭШЕР Меньше и меньше. 1956
М. К. ЭШЕР Меньше и меньше. 1956
Ксилография. 38 × 38 
Christie’s. 24–25.04.2012. Лот 42
Оценка аукциона (эстимейт): 30 000–50 000 долларов
Цена: 43 750 долларов
Источник: christies.com
М. К. ЭШЕР Предел-круг IV (Рай и Ад). 1960
М. К. ЭШЕР Предел-круг IV (Рай и Ад). 1960
Ксилография. 45,5 × 49
Sotheby’s. 31.10.2013–01.11.2013. Лот 57
Оценка аукциона (эстимейт): 20 000–30 000 долларов
Цена: 46 875 долларов
Источник: sothebys.com

Эшер работал до самого конца жизни, хотя ее последнее десятилетие потребовало от него мужества и напряжения всех сил. В 1964 году он решил навестить сына, живущего в США, однако в поездке заболел и вынужден был вернуться с дороги. В следующие 8 лет Эшер с переменным успехом перенес несколько серьезных операций; в периоды улучшений он работал. Однако в марте 1972 года состояние 73-летнего художника резко ухудшилось, и 27 марта 1972 года Маурица Корнелиуса Эшера не стало.

Эшер — редкий пример художника, имевшего при жизни профессиональное признание как среди «физиков» — научного математического сообщества, так и среди «лириков» — в мире искусства. А наше время, когда дизайнерские решения все реже обходятся без цифровых технологий, по-видимому, создало идеальные условия для восприятия, понимания и оценки творчества этого незаурядного художника.

Его работы неизменно завораживают и интересуют и публику, и специалистов — искусствоведов, галеристов и т.п. А количество графики Эшера на выставках, в музеях и галереях вполне соизмеримо с ее количеством на арт-рынке. Работы Эшера немногим более тысячи раз выставлялись на открытые торги, а самые высокие результаты были показаны в последние десять лет, с 2002 по 2012 год.

Наибольшим успехом на рынке пользуются серии «Метаморфоза» (1939–1940). Каждый лист в них представляет собой гравюру размером 20–30 на 400 см (есть даже почти семиметровые работы), на которой изображен единый, неразрывный ряд изменяющихся, перетекающих друг в друга органических и геометрических (живых и неживых) форм, расположенных в определенном четком ритме.

М. К. ЭШЕР Лист из серии «Метаморфоза II». 1939–1940
М. К. ЭШЕР Лист из серии «Метаморфоза II»
1939–1940
Christie’s. 01.05.2001. Лот 126
Оценка аукциона (эстимейт): 70 000–90 000 долларов
Цена: 95 600 долларов
Источник: christies.com

Все три самые дорогие работы Эшера принадлежат к одной и той же серии «Метаморфоза II». Рекордная продажа отмечена 2 октября 2008 года, когда на торгах Sotheby’s (Лондон) лист 1940 года был продан за 115 000 фунтов (при эстимейте 40 000–60 000 фунтов). Следующие результаты скромнее: 100 000 евро за лист, датированный периодом с октября 1939 по март 1940 года, на Sotheby’s (Амстердам) 13 декабря 2010 года и 90 000 за лист 1939 года на торгах аукционного дома Ketterer Kunst (Мюнхен) 4 июня 2008 года.

Эшер частый гость аукционных каталогов и в этом году: только за последние 30 дней, с 17 ноября по 17 декабря, на торгах появилось 11 его работ, большая часть которых была продана.

Мария Кузнецова, A

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz