Мир рисунка сайт учителя ИЗО МХК Иванченко Надежды Владим...

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 444
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Изучая возможности "простой живописи" - таких техник, которые может попробовать любой желающий и быть в них успешен, мы, конечно же, коснёмся монотипии.
Монотипия сейчас стала столь популярна, что ей занимаются все - от начинающих, до профессионалов. В детских садах детки начинают знакомится с рисованием часто тоже с монотипии: рисуют акварелью пятно на одной половине бумаги, прикрывают другой половинкой, проглаживают сверху рукой, разворачивают лист и смотрят, что получилось. Просто? Да, и просто и сложно. Монотипия подкупает своей простотой. Почему же не все ей занимаются и мало шедевров в этом виде творчества? Потому что в простоте монотипии заключается её сложность и хитрость. Недаром проводится даже фестиваль монотипии, где художники делятся на мастер-классах своими секретами (www.monotypy.ru).
Для создания хорошей монотипии нужен опыт, определённая краска, определённая бумага и художественное везение. А после того, как оттиск создан - богатое воображение, чтобы суметь додумать (если нужно) те образы, которые спонтанно образовались в момент соединения бумаги, краски и пресса.

Российские художники-графики увлеклись монотипией в конце 19-го века. В то время для получения монотипии использовали бумагу или картон, рисовали масляной краской и оттиск делали на печатном станке. Масло не создавало столь тонких переходов цвета и случайных фрактальных полос, которые получаются при использовании водных красок. И задачи монотипии были в то время иными - не идти от случайно получившегося изображения, дорисовывая его. А создавать конкретный рисунок, который лишь немного изменялся, приобретал особый нерукотворный вид после оттиска на станке.


Сравните работы Е. С. Кругликовой - мастера монотипии 19-нач.20 века.

Е.С.Кругликова.Танго в Луна-парке (б., монотипия, 1914) Е.С.Кругликова. Скачки (б., монотипия, 1914) Е.С.Кругликова. Моя мастерская в Париже (б., монотипия, 
 1916) Е.С.Кругликова. Астры (б., монотипия, 1917)
Е.С.Кругликова. "Танго в Луна-парке" (б., монотипия, 1914) Е.С.Кругликова. "Скачки" (б., монотипия, 1914) Е.С.Кругликова. "Моя мастерская в Париже" (б., монотипия, 1916) Е.С.Кругликова. "Астры" (б., монотипия, 1917)
(О графике Елизаветы Кругликовой можно почитать здесь >>)


И работы современного художника Екатерины Шемяк.

Екатерина Шемяк. Волшебник (б., монотипия, 2008) Екатерина Шемяк. Зима (б., монотипия, 2008) Екатерина Шемяк. Ранняя осень (б., монотипия, 
 2009) Екатерина Шемяк. Морская черепаха (б., монотипия)
Екатерина Шемяк. "Волшебник" (б., монотипия, 2008) Екатерина Шемяк. "Зима" (б., монотипия, 2008) Екатерина Шемяк. "Ранняя осень" (б., монотипия, 2009) Екатерина Шемяк. "Морская черепаха" (б., монотипия)


Вы видите, как за 100 лет изменился подход к одной и той же технике. И как расширились возможности самой техники. Сегодняшний подход к монотипии подразумевает поиск сюжета в уже созданном живописном пятне. Художник лишь подчёркивает, додумывает и стилизует появившиеся живые формы подтёков краски.


Итак, как же создать свою монотипию?
В этом нам поможет опыт человека, который никогда не рисовал. И попав на мастер-класс на Биеннале монотипии, сразу же создал несколько работ. А так же опыт художника, давно и постоянно создающего монотипии.
Посмотрите работы Нины Коржавиной ("нерисующего" человека) и Ирины Баранец (петербургской художницы).

Нина Коржавина (б., монотипия, 2010) Нина Коржавина (б., монотипия, 2010)
Нина Коржавина (б., монотипия, 2010) Нина Коржавина (б., монотипия, 2010) Ирина Баранец (б., монотипия, 2009) Ирина Баранец (б., монотипия, 2011)

Попробуйте сами. Экспериментируйте. С разными красками, с разной густотой краски. С различными видами бумаги. Совет: глянцевая бумага и гуашь может дать наиболее интересный результат и не разочарует новичка.
Нанесите краску на лист: создайте рисунок или абстрактные пятна. Придавите рисунок чистым листом бумаги, разгладьте, немного подождите. Можно сдвинуть верхний лист, таким образом вы получите эффект движения листа - особые заливки краски. Снимайте верхний лист и любуйтесь тем, что получилось. Дорисовать или оставить как есть? Включайте вашу фантазию и правое полушарие мозга, которое отвечает за творчество!

Интервью с Ириной Баренец о монотипии:
-- Ирина, что особенного вы видите технике монотипии?
"Никогда не знаешь заранее, что получится. Это как связь и со своим, и с коллективным бессознательным. Иногда получается даже что-то типа предсказаний. Я без станка делаю, просто ляпуяю картон друг о друга. И не думаю, что на станке лучше. В монотипии важно движение рукой".
-- Всегда ли выходит хороший лист монотипии?
"Монтипий бывает много. Но я бы не назвала те, что кажутся не получившимися, "браком". Просто лежат и ждут своего часа, когда будет настроение закончить именно эту, конкретную работу".
-- Важна бумага, краска, густота краски?
"Густота краски определенная. В одной консистенции так получается, а в другой - по другому. И бумага очень важна. Я мелованным картоном пользуюсь, если акварель или гуашь. А акрил - более шероховатый картон".

Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII в. на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостове, Троицком, Новосельцеве. Скоро московский промысел стал ведущим.
Долгое время в центральной части России были в ходу подносы из папье-маше. Их изготавливали в местах традиционных лаковых промыслов наряду с табакерками, шкатулками и прочими предметами обихода. В Москве, в богатых домах, были и металлические расписные подносы, но делали их на Урале или в Санкт-Петербурге. Но вот с чьей-то лёгкой руки превосходно разработанная подмосковными мастерами технология лаковой обработки коробочек из папье-маше была полностью перенесена на железо: те же грунты, теже лаки и масляные краски.
В старых книгах нашлись записи о том, что в 1825 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл мастерскую по изготовлению металлических расписных подносов. Вслед за ним открывались и другие мастерские. Жостовские подносы изготавливались различных размеров и форм. Трактирные подносы достигали размеров стола, маленькие «закусочные» - не больше тарелки; шести и восьмиугольные, овальные, прямоугольные, круглые и даже треугольные для угловых столиков.
В конце XIX – начале XX столетий промысел села Жостово пришел в упадок. Но в 1928 году несколько артелей объединились в одну – «Металлоподнос». Процесс изготовления несколько изменился – металл теперь не куют, а прессуют, используют другие краски. Но ощущение праздника и радости жостовский поднос сохранил.

Особенности жостовской росписи:

Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами.
Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.
По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.

 
Этапы росписи Жостовских подносов
Этапы росписи Жостовских подносов

Этапы жостовской росписи:

Грунтовка

Металлическую заготовку подноса грунтуют, шпатлюют, шлифуют и покрывают лаком. И выбирают цвет для фона. Чаще всего фон - чёрный, но может быть и белым, синим, красным, бирюзовым.

Замалёвок
Начало и основа композиции будущего узора.
Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом.

Тенёжка
Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени. Слово «тенёжка»—созвучно слову «тень». У цветов появляется объём, обозначаются теневые места растений.

Прокладка цветом
Один из самых ответственных этапов послойного жостовского письма. Форма букета обретает плоть — уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции.

Бликовка
Наложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется освещенным множеством независимых источников света. Бликовка создает настроение и колорит.

Чертёжка
Это заключительная часть работы над букетом. При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи — рисует прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов.

Привязка
Предпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет как бы вживается в фон изделия. При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном.

Уборка краёв подноса
Украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным.

По материалам пособия "Жостовский букет", рабочая тетрадь, 2010.

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz