Мир рисунка сайт учителя ИЗО МХК Иванченко Надежды Владим...

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 444
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

ЗАНЯТИЕ ВТОРОЕ

Тема второго занятия -
рисунок плоскостями гипсовой головы в двух поворотах.
Это задание отчасти напоминает предыдущее, но теперь мы пользуемся плоскостями произвольной формы и ориентации. Суть задания заключается в том чтобы выразить конкретную форму через минимальное количество плоскостей но с максимальным сходством.
Укрепим лист бумаги горизонтально. В одной его половине выполним рисунок головы в профиль. Лицо должно быть обращено к середине листа.
Начнем рисунок с габаритов головы, исключая шею. То есть, нижнюю точку берем по подбородку. Найдем крайние точки. Далее по направлениям построим контур головы.
Затем найдем положение слухового отверстия. Переносье, основание носа и слуховое отверстие - одни из самых важных опорных точек в построении головы человека. Линии, соединяющие эти точки образуют так называемый лицевой угол. Важно чтобы лицевой угол в рисунке со 414e42be 86;тветствовал лицевому углу в натуре.

После того как будет нарисована плоскостями голова в профиль, приступим к рисунку головы в анфас на свободной половине листа. Размеры и пропорции по вертикали просто сносим по горизонтальным линиям связи с профильного ракурса.
Необходимо построить рисунок головы в анфас таким образом, чтобы форма была выражена через те же самые плоскости, что и в профильном положении. Естественно, эти плоскости будут в другом ракурсе, но принцип конструкции должен быть неизменным.
В рисунке головы в анфас опорными точками являются лобные бугры, уголки глаз, края глазниц, выступы скуловых костей, края основания носа, углы рта, углы нижней челюсти. Будучи со 414e42be 77;динены попарно, эти точки образуют основные линии промеров лица.
Ширина лица определяется по скуловым костям.
Считается что лицо делится примерно на три равные части по вертикали - от нижней части подбородка до основания носа, от основания носа до переносья и от переносья до лобных бугров.
Между глаз помещается примерно ширина глаза.
Однако, это ориентировочные размеры - в натуре они всегда индивидуальны.

ЗАНЯТИЕ ТРЕТЬЕ

Тема третьего занятия -
рисунок плоскостями гипсовой головы в трех-четвертном повороте.
Задание аналогично второму, но голова находится в сложном ракурсе. При построениях необходимо использовать среднюю линию - иначе возможны серьезные искажения формы. Средняя линия это линия профиля, несколько повернутая относительно зрителя. И, если самой крайней точкой в профиле является нос, то на средней линии эта точка останется на той же позиции относительно других точек этой линии.
Средняя линия и перпендикулярная ей линия идущая через середину глазниц и слуховые отверстия образуют так называемую крестовину. Положение крестовины дает представление о повороте головы вправо, влево, вверх, вниз.
Построение головы всегда ведется относительно крестовины. А первым шагом будет определение в общей массе головы положения точки переносья.

В этом задании и далее мы будем учитывать явления перспективы. Они выразятся в том что линии, связывающие симметричные точки лица, будут иметь общую точку схода.
Если голова не наклонена вбок, к плечу, точка схода будет находиться на линии горизонта.
Когда построение формы будет закончено, закрасим боковые плоскости в серый тон, а нижние - в черный. Поскольку здесь уже нет такого строгого подразделения плоскостей, как в первом задании, подразделение плоскостей на передние, боковые и нижние делается по усмотрению рисующего.

Использованы фрагменты рисунка Ганса Гольбейна Младшего

ЗАНЯТИЕ ЧЕТВЕРТОЕ

На четвертом занятии мы выполним
линейный рисунок черепа в 3/4 с пояснительными указаниями.
На трех предыдущих занятиях мы разбирали конструктивные особенности построения головы как объемной двусторонне симметричной формы. То есть, мы изучали внешнюю конструкцию. Теперь мы посвятим два занятия изучению анатомической конструкции головы, то есть, внутренней.
Имеются анатомические пособия для художников, их достаточно легко приобрести и я просто отсылаю Вас к ним.
Задачей этого занятия будет выполнение линейного рисунка муляжа черепа человека и снабжение его пояснительными надписями, которые Вы возьмете из анатомического пособия. К каждой кости проведите стрелку и напишите, как она называется.
Такой способ ознакомления с анатомией гораздо продуктивнее, чем простое прочтение пособия.

ЗАНЯТИЕ ПЯТОЕ

На пятом занятии мы выполним
линейный рисунок экорше в 3/4 с пояснительными указаниями.
Экорше это муляж с удаленными кожными покровами.
Задачей этого занятия будет выполнение линейного рисунка муляжа экорше головы человека и снабжение его пояснительными надписями, которые Вы возьмете из анатомического пособия. К каждой мышце проведите стрелку и напишите, как она называется аналогично тому как Вы это делали с костями черепа на предыдущем занятии.
Обратите внимание на действие мимических мышц. Очень полезно "покривляться" перед зеркалом, на себе исследуя механизм мимики.

ЗАНЯТИЕ ШЕСТОЕ

На шестом занятии мы выполним
зарисовки черепа в разных поворотах штриховыми полями.
В задании 4 из раздела ╚тоновой рисунок╩ мы уже работали штриховыми полями. Но там работа штриховыми полями должна была подвести нас к пониманию культуры работы штрихом. На этот раз штриховые поля используются как один из методов анализа формы.
Первый метод анализа формы, который мы применили в рисунке головы, был рисунок плоскостями. Это был анализ конструкции формы.
Второй метод - анатомический анализ.
И теперь третий метод - анализ пластический.
Мы выполним рисунки черепа в анфас, профиль и 3/4. Начинать работу надо с большой формы. Это общая масса черепа и деление формы по крестовине. Все симметричные детали обозначаются одним движением, одним штриховым полем и лишь потом, когда сложится форма в целом, проводится детализация. Однако, детализация не должна быть слишком подробной.
Штриховые поля мы будем продлевать как можно дальше вдоль переломов формы. Это нужно для проявления пластических связей. Вы увидите как переломы формы переходят друг в друга, одно движение перетекает в следующее, как органично большие формы дополняются малыми, которые вписываются в них с естественностью необходимости.
При работе штриховыми полями форма должна ощущаться как взаимопроникающее движение поверхностей. Это подобно течению каскадов фонтана.

ЗАНЯТИЕ СЕДЬМОЕ

На седьмом занятии мы выполним
зарисовки штриховыми полями гипсовых масок или голов в разных поворотах.
Это задание аналогично шестому, только теперь мы будем рисовать не череп, а гипсовые слепки голов.
Помимо выполнения задач, стоявших перед Вами в предыдущем задании, нужно обратить внимание на общие черты пластики черепа и головы. Большая форма головы безусловно образована черепом. Но и пластика малых форм тоже обусловлена его конструкцией. Обратите внимание, как глазные яблоки вписываются в глазницы, как движение носовой кости продлевается движением носовых хрящей, как губы обтекают по дуге форму зубов. Линия прикрепления уха оказывается продлением края нижней челюсти.
Чем больше пластических связей Вы обнаружите в форме головы, тем лучше поймете эту форму.

ЗАНЯТИЕ ВОСЬМОЕ

На восьмом занятии мы выполним
рисунок гипсовой маски или головы эллипсами.
Это задание, так же как и работа штриховыми полями, является методом пластического анализа формы. Суть работы заключается в том, что все переломы формы мы рассматриваем как фрагменты эллипсов различного размера и разворота. При этом мы рисуем весь эллипс, фрагментом которого является конкретный перелом формы. Но там, где эллипс выходит за пределы перелома формы, мы рисуем его слабее, постепенно сводя почти на нет.

Предварительного линейного рисунка не делаем, сразу начинаем работать эллипсами - сначала бледными, а по мере уточнения формы усиливаем нажим карандаша.
Начинаем работу как всегда с большой формы и переходим далее ко все более мелким деталям, вписывая меньшее в большее. В результате форма оказывается со 414e42be 89;тавленной как бы из пузырей, слипающихся друг с другом.
Обратите внимание как одни эллипсы перетекают в другие, как эллипсы деталей вписываются в эллипсы больших форм.

ЗАНЯТИЕ ДЕВЯТОЕ

Тема девятого занятия -
длительный тоновой рисунок гипсовой головы в трех-четвертном повороте.
Это задание аналогично заданию 7 из раздела ╚тоновой рисунок╩, только теперь мы будем рисовать вместо гипсового орнамента гипсовый слепок головы.
Бумага должна быть плотной, хорошего качества. Последовательность построений, как и раньше, от большой формы к малой, от общего к частностям.
Обратите внимание на построение глаз. Большая форма глаза образуется сферой глазного яблока, на которую накладывается сферическая поверхность век , имеющая несколько больший диаметр. Из сферической поверхности век изымается участок, ограниченный двумя сечениями этой сферы. Сечения могут проходить не через центр сфер глазного яблока и век (он общий для двух сфер). При повороте в 3/4 дальний уголок глаза часто оказывается невидимым.
Форма губ строится сходным образом с формой век, но здесь основой является не сфера, а цилиндрическая поверхность, а сами губы имеют более сложную форму.
При работе тоном не забудьте о разнице контрастов - ближние части головы должны быть контрастнее чем дальние.
Завершающим этапом должна быть работа над обобщением большой формы. Должны ясно читаться освещенная и теневая части головы, следует слегка подчеркнуть перелом светотени на большой форме головы.

ЗАНЯТИЕ ДЕСЯТОЕ

Тема десятого занятия -
портретные зарисовки карандашом.
Это наш первый подход к живой натуре. Попросите кого-нибудь из друзей попозировать. Формат зарисовок А3 (45х30 см), длительность выполнения - 20-25 минут. Карандаш должен быть мягким. В отличие от длительного рисунка мы не будем все промерять и простраивать - промеров должно быть минимальное количество, а построений по возможности следует избегать. Последовательность работы тем не менее остается той же - от больших форм к малым, от общего к частностям.
Старайтесь реже пользоваться ластиком - пусть ошибки будут очевидны так же как и их исправление. Зарисовка - это черновая проработка формы с целью выяснения основных конструктивных особенностей и характера. Под характером мы подразумеваем пластику формы (см. в разделе "Композиция" занятие первое) плюс эмоциональную окрашенность.
Выполните не меньше трех зарисовок.
Особенность зарисовок заключается в том что это исследование натуры, свободное от заботы о конечном продукте, об оттделке формы с целью достигнуть имитации натуры - гораздо важнее процесс, погружение в исследование и - обязательно! - неравнодушное отношение.

ЗАНЯТИЕ ОДИННАДЦАТОЕ

Тема одиннадцатого занятия -
портретные зарисовки мягким материалом.
Мягкий материал это уголь, сангина, соус и т. д. Формат зарисовок А3 (45х30 см), длительность выполнения - 20-25 минут. Подход к работе тот же что и в предыдущем занятии. Разница заключается в том что мягкий материал требует гораздо большей со 414e42be 73;ранности. Но он обладает и дополнительными выразительными возможностями: где-то можно работать линией, где-то - сразу плоскостью, используя боковую поверхность мелка, а где-то просто размазать тон пальцем.
Выполните не меньше трех зарисовок.

ЗАНЯТИЕ ДВЕНАДЦАТОЕ

Тема двенадцатого занятия -
портретные наброски на линию мягким материалом.
Кроме угля, сангины и со 414e42be 91;са можно также использовать очень мягкий карандаш. Формат зарисовок А4 (30х20 см), длительность выполнения 2-3 минуты.
В отличие от портретных зарисовок (занятие десять) мы не ставим задачи выяснения конструктивных особенностей головы а делаем главный упор на выражение характера, то есть, пластику формы плюс эмоциональную окрашенность.
Конечно, эта задача не решится сразу легко и изящно - сначала будут получаться наброски с весьма отдаленным портретным сходством. Но напомню золотой принцип: кто не ошибается, тот не учится. Не опускайте рук и максимально концентрируйтесь при выполнении каждого наброска - положительные результаты неизбежно появятся.
Выполните 20-30 набросков.


Живопись маслом

ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ

Прежде чем приступить к живописи маслом, надо упомянуть о необходимых инструментах и материалах. Для живописи маслом кроме красок нам понадобятся четыре плоские щетинные кисти №10, мастихин самого маленького размера для смешивания красок, палитра из фанеры не впитывающая масло (для этого палитру пропитывают олифой и высушивают несколько раз), разбавитель для красок - пинен или очищенный скипидар - и небольшая баночка для него, тряпки и грунтованный картон. Картон для учебных работ можно приготовить очень просто: любой картон покрываете не очень густо нитроэмалью из аэрозольного баллончика. Цвет грунта должен быть нейтральным серым. Во всех заданиях этого раздела мы будем употреблять картон размером примерно на 35х25 см, но не меньше А4.
Наш курс не предполагает подробного изучения техники масляной живописи. Мы ограничимся лишь ознакомлением с ней на уровне этюдов. Этюдом мы будем называть выполненное за один сеанс (2 - 4 часа) изображение, в котором найдены все основные тоновые и цветовые отношения без подробной детализации. Во всех постановках мы будем использовать дополнительный источник освещения - подсветку.

На первом занятии мы выполним
гризайль или живопись натюрморта двумя цветами - черным и белым.
В постановке должны присутствовать белый и очень темный предметы. В этюде рисунок может быть не очень строгим, его можно сделать кистью жидко разведенной краской нейтрального цвета. Выдавим на палитру черную краску и белила. Затем с помощью мастихина сделаем несколько замесов промежуточных серых цветов. На этот раз нам понадобятся две кисти - одна для темных цветов, другая - для светлых. При использовании двух кистей нам достаточно будет просто насухо вытереть кисть тряпкой перед тем как взять другой цвет.
Масляные краски относятся к кроющим. Это значит что грунт не просвечивает сквозь мазок, мазок кладется плотно даже если краска несколько разведена разбавителем. Краска на кисти обязательно должна быть однородной по цвету - замесы мастихином (не кистью!) на палитре делаются до полной однородности.
Ни в коем случае не следует размазывать краску по картону и, тем более, растирать. Сделав замес мастихином, по необходимости добавив разбавитель, мы набираем краску на кисть как цемент на мастерок и кладем краску на картон как если бы мы заделывали цементом ямку на стене. Положенный мазок не трогаем больше, кроме того случая когда он оказывается неправильным - тогда счищаем его мастихином. С исправлениями не следует торопиться - сначала надо набрать достаточное количество отношений чтобы было с чем сравнивать.
Последовательность работы такая же как и при работе мазком акварелью (см. задание 2 из раздела ╚живопись акварелью╩), но мазки можно класть сразу вплотную друг к другу, так как масляные краски не растекаются. Обязательно со 414e42be 73;людать правило поиска подобного в разном и разницы в подобном .

Если в работе акварелью белая бумага задавала один из пределов тонового диапазона, то при живописи маслом эта роль принадлежит белилам. Сразу напишите самое светлое и самое темное место - это облегчит ориентировку в тоновых отношениях.

ЗАНЯТИЕ ВТОРОЕ

На втором занятии мы выполним
этюд натюрморта, используя три краски - черную, охру светлую и белила.
Эти три краски позволяют значительно приблизиться к полноцветной живописи. Теперь мы можем задавать не только светлоту, но и теплоту цвета.
Тициану приписывают слова о том что желающий сделаться живописцем должен знать только три краски - белую, черную и красную - и умело ими пользоваться. Вы можете практически попробовать приблизиться к аналогичной модели живописи.
В остальном принцип работы остается тем же что и в предыдущем задании. Еще раз напоминаю о том что исправления делаются, когда набрано достаточное количество отношений. И делать их нужно только после того как неправильное место счищено - ни в коем случае не класть один мазок поверх другого. Исключением может быть случай когда нужно не изменить мазок, но лишь частично дополнить при деталировке.

ЗАНЯТИЕ ТРЕТЬЕ

На третьем занятии мы выполним
этюд натюрморта локальными цветами.
Теперь мы будем употреблять полноцветную палитру, но без черного цвета.
Лучше пользоваться ограниченным набором красок. Вдоль дальнего края палитры, несколько отступив от него, выложим краски в следующем порядке: кобальт синий, хром-кобальт зелено-голубой (лучше церулеум), изумрудная зеленая, охра светлая, охра красная, умбра натуральная. Несколько в стороне выложим белила - больше чем остальных красок. Теперь часть каждой из выложенных красок смешаем мастихином с белилами до получения средне разбеленного цвета и сильно разбеленного. В результате на палитре будет представлена почти вся цветовая гамма, необходимая для живописи с натуры. Теплые спектральные цвета употребимы гораздо меньше. Поэтому их мы выложим вторым рядом ближе к краю в меньшем количестве и разбелов делать не будем. За охрами и умброй выложим последовательно кадмий лимонный, кадмий оранжевый, кадмий красный, крапплак красный и кобальт фиолетовый.
Спектральные теплые цвета чаще всего служат для внесения нужного оттенка в сложный замес, хотя такой порядок на палитре может меняться в зависимости от цвета предметов постановки.
Помимо основных замесов, естественно, будут необходимы более точные, сложные замесы. Для них оставлена большая часть палитры.
Что касается смешивания красок, чаще всего (но не всегда) изменения в основной цвет вносятся за счет одного из со 414e42be 89;едних цветов палитры.
Кобальт синий и умбра служат в смеси для живописи темных мест. Если цвет холодный - добавим синий кобальт, если теплый - охру красную.
Постарайтесь не смешивать больше трех красок.
Желтый цвет при необходимости сделать его темней и насыщенней смешивается с оранжевым - но не с красным. Также и красный цвет для увеличения яркости и светлоты смешивается с оранжевым - но не с желтым. Фиолетовый цвет на практике невозможно получить, смешивая красную краску с синей. Нужен кобальт фиолетовый, который можно изменять по теплоте, добавляя в него либо синий, либо красный цвет. Белила добавляем по возможности скупо, стараясь найти точный цвет замеса за счет светлых цветных красок. Крапплак красный используйте в замесах очень осторожно - концентрированная краска.
Теперь мы будем использовать в работе четыре кисти: одна - для светлых теплых цветов, вторая - темных теплых, третья - для светлых холодных, четвертая - для темных холодных цветов.

Суть задания заключается в том чтобы каждый предмет выразить через два цвета - цвет освещенной части и цвет теневой части. В крайнем случае можно ввести третий цвет. В холодных тенях могут быть теплые рефлексы. Например, тень внутри чашки, кувшина и так далее со 414e42be 74;ершенно не похожа на тень снаружи из-за сильного рефлекса от противоположной стенки.
Это задание следует выполнить не меньше трех раз с разными по цвету постановками.

ЗАНЯТИЕ ЧЕТВЕРТОЕ

На четвертом занятии мы выполним
условную живопись натюрморта чистыми красками, не смешивая их друг с другом.
Выложим на палитру все краски какие найдутся - чем больше, тем лучше - но без черного цвета и без белил.
Пишем предмет той краской, которая ближе всего к его цвету. Свет и тень, разумеется, пишем разным цветом.
Мы даже попытаемся передать нюансы оттенков - с помощью так называемого оптического смешения.
Это значит, что вместо того чтобы смешивать две краски, мы кладем рядом с мазком одного цвета мазок другого цвета. Что-то вроде пуантилизма.
Выполнение этого задания поможет лучше ориентироваться в палитре и, отчасти, преодолеть тенденцию к излишнему разбеливанию цвета при живописи.

Это задание следует выполнить не меньше трех раз с разными по цвету постановками.

ЗАНЯТИЕ ПЯТОЕ

На пятом занятии мы выполним
полноцветную живопись натюрморта.
Порядок работы с палитрой такой же как и в третьем занятии.
Выложим на палитру все краски - но без черного цвета.
Теперь мы выполним живопись со всем возможным разнообразием цветовых оттенков.
При этом должны быть выдержаны большие массы локальных цветов, то есть, оттенок цвета не должен вырываться отдельным пятном, ломая форму.
Также обратите внимание на единство пространства теней.
Чтобы выяснить, насколько правильно взяты тоновые отношения, светлота можно воспользоваться темными очками - в них видны большие массы формы, а мелочи не привлекают к себе излишнего внимания.

Это задание следует выполнить не меньше трех раз с разными по цвету постановками.

ЗАНЯТИЕ ШЕСТОЕ

На шестом занятии мы выполним
наброски натюрморта на настроение.
Порядок работы с палитрой такой же как и в третьем занятии.
Эти наброски будут отличаться от этюдов пятого задания временем выполнения - 20 минут на набросок - и задачей.
Если в пятом задании задачей была точная передача цвета, то в набросках задачей является передача со 414e42be 73;ственного отношения автора к натуре. Натура - только повод для выражения настроения пишущего. Возможно не только утрировать цветовые отношения, но и попытаться выразить неадекватными натуре цветами то впечатление которое у Вас рождается при взгляде на постановку. Можно попытаться обыграть форму предметов, их взаимное расположение, условия освещения.
Главное условие - эмоциональное, неравнодушное восприятие.
Следует выполнить не меньше трех набросков с разными по цвету постановками.

Послесловие

Итак, Вы прошли курс от начала до конца...
Что это значит? Это значит что теперь Вы имеете представление о технических задачах, которые Вам предстоит решать в ходе дальнейшего обучения - будете ли Вы заниматься самостоятельно или под руководством педагога. Вы сможете понять объяснения и требования педагога - поверьте, это немало.

Вы могли обратить внимание, что в курсе практически не затронута творческая сторона, то есть, собственно искусство, исключая какие-то намеки в заданиях по наброскам.
Это не случайно.
Дело в том, что изобразительная грамота это только набор технических приемов изображения предметов на плоскости. Заниматься искусством, быть художником - нечто большее.
Прежде всего художнику необходимо художественное видение и любовь к искусству. Кроме того, необходимо трудолюбие: даже талантливый художник должен очень много работать прежде чем добьется нужных ему результатов.

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz