Мир рисунка сайт учителя ИЗО МХК Иванченко Надежды Владим...

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 444
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Мы приступаем к следующему разделу программы - это тоновой рисунок.

Тоновым рисунком мы будем называть рисунок, в котором предметы изображаются путем имитации их светлотных характеристик - собственной окраски предметов, света и теней, как со 414e42be 73;ственных, так и падающих. (Можно было бы сказать, что тоновой рисунок - попытка имитации черно-белой фотографии, если бы не то обстоятельство, что рисунок появился гораздо раньше фотографии.)

Собственная тень - это тень на тех поверхностях предмета, которые отвернуты от источника света.

Падающая тень это тень на тех поверхностях предмета, которые обращены к источнику света, но загорожены от него другим предметом.

Принято различать шесть основных градаций света и тени.

блик

место на освещенной части предмета, где свет отражается непосредственно от источника (на глянцевых поверхностях мы видим непосредственно отражение источника света);

свет

освещенная часть предмета;

полутень

переход между светом и со 414e42be 73;ственной тенью, или между тенью и рефлексом;

тень

самое темное место в со 414e42be 73;ственной тени, на которое не попадает ни прямой, ни отраженный свет;

рефлекс

место в со 414e42be 73;ственной тени на предмете, на которое попадает отраженный свет от другого освещенного предмета или освещенной части того же предмета - всегда значительно темнее света;

падающая

тень

самая темная градация среди теней при условии одинаковой окраски предметов, по мере удаления от предмета ее границы размываются, а сила тона слабеет.

Тени на закругляющихся поверхностях располагаются именно в том порядке, в каком это обозначено на схеме.

Падающие тени строятся следующим образом: от источника света строим перпендикуляр к плоскости, на которой стоит предмет. Получаем точку проекции источника света. От этой точки строим линии связи по касательной к основанию предмета.

Далее от источника света строим линии связи через крайние точки предмета до пересечения их с плоскостью, на которой стоит предмет (в схеме дано только по одной такой линии). В схеме также показано построение тени на вертикальной плоскости.

На первом занятии мы выполним три тоновых эскиза на одном листе. Формат бумаги во всех заданиях по тоновому рисунку тот же что и в заданиях по конструктивному рисунку - А-2, или 60х45 см.

В постановке должны присутствовать предметы, окрашенные в белый, очень темный и средний тона. Это задание и все последующие задания по тоновому рисунку выполняются простым карандашом. Сначала сделаем три одинаковых линейных рисунка одного формата.

В первом эскизе, который выполняется без дополнительной подсветки натуры, мы закрашиваем каждый предмет одним равномерным тоном. Это так называемая со 414e42be 73;ственная окраска предмета. Надо постараться как можно точнее передать со 414e42be 73;ственную окраску предметов. Подставка и задний фон - тоже предметы! Способ наложения тона со 414e42be 74;ершенно произволен, можно даже размазывать грифель пальцем - главное чтобы тоновые поля были равномерно закрашены.
Перед выполнением второго и третьего эскиза сбоку от постановки устанавливаем дополнительный источник освещения - это может быть настольная лампа.
Во втором эскизе в каждом предмете мы выделяем две градации - свет и тень. Закрашиваем каждый предмет в два равномерных тона.
В третьем эскизе в каждом предмете мы выделяем три градации - свет, тень и еще одну градацию из шести перечисленных выше. Это может быть полутень, блик, рефлекс - то что наиболее выгодно для данного предмета. Закрашиваем каждый предмет в три равномерных тона.
В везультате выполнения задания мы можем практически убедиться в том что правильно взятые большие тоновые отношения уже сами по себе дают почти полное представление о предмете. Если же они взяты неверно то никакая нюансировка не спасет рисунок - предметы будут выглядеть смятыми, форма и объем не будут читаться.

ЗАНЯТИЕ ВТОРОЕ

На втором занятии мы выполним
тоновой рисунок натюрморта в произвольной технике
, т.е., любые приемы нанесения тона допустимы. Карандаш лучше использовать с мягким грифелем.
Сначала выполним линейный рисунок постановки. Линейный рисунок это тот же конструктивный рисунок, но ломаные линии скругляются, все линии построения и невидимые линии стираются, остается только рисунок видимых контуров.
В верхней части листа сделаем тоновую шкалу на пять градаций для лучшей ориентировки в возможностях карандаша. Крайний слева прямоугольник оставим белым. Крайний справа закрасим во всю силу грифеля, как можно темнее. В среднем прямоугольнике сделаем средний тон между черным и белым. Во втором слева - средний тон между белым и средним серым, а во втором справа - средний тон между черным и средним серым.
В отличие от предыдущего задания, где были резкие границы между тоновыми градациями, в этом задании надо постараться передать все нюансы тона, на закругляющихся поверхностях плавные переходы светотени должны передавать объем предметов.
Кроме того, надо постараться дать глубину изображению, используя разницу контрастов тона. Может быть два рода контрастов. Во-первых, это контраст границы пятен: граница пятен может быть резкой, а может быть размытой. Во-вторых, это контраст со 414e42be 73;ственно тона пятен или разница светлоты - чем темнее одно пятно относительно другого, тем больше контраст.

контраст границы пятен

контраст тона пятен

На переднем плане контраст резче, на дальнем - мягче. Предметы надо делать контрастнее чем задний план.
Надо несколько усиливать относительно натуры разницу контрастов на переднеми заднем планах. Это обусловлено тем, что в рисунке не имеем третьего измерения и добиться ощущения глубины мы можем только искусственным путем.
Чтобы круглые предметы закруглялись, на свету их надо делать к краю темнее, а в тени - светлее.
Время от времени надо отходить от рисунка и смотреть на него издали, прищурившись. Это помогает правильно оценить большие тоновые отношения. Можно для этой же цели использовать очень темные со 414e42be 83;нцезащитные очки.

ЗАНЯТИЕ ТРЕТЬЕ

Почти все что относится непосредственно к работе тоном мы уже рассмотрели. Но нетрудно было заметить, что рисунок выглядел несколько неряшливо и был не очень выразителен.
На третьем занятии мы приступим к тому что можно назвать культурой тонового рисунка карандашом или культурой работы штрихом.
Культура работы штрихом это ряд приемов, позволяющих подать изображение наиболее выгодным образом, сделать его целостным и выразительным.
Мы сделаем пока только один маленький шаг в сторону культурного рисунка. Сделаем мы это с поиощью единственного ограничения:
рисунок выполняется штрихами, направленными в одну сторону. Легче всего делать вертикальные штрихи, но можно и по горизонтали, и по диагонали. Где это необходимо, штрихи имеют жесткое окончание.
Главное - в пределах данного рисунка только одно направление штрихов.
Это задание выполняется без предварительного линейного рисунка. Сначала делаем штрихи слабыми, а когда будет ясна форма предметов, силу штрихов усиливаем и доводим рисунок до полного тона.

ЗАНЯТИЕ ЧЕТВЕРТОЕ

На четвертом занятии мы выполним
рисунок штриховыми полями
натюрморта из простых белых предметов. Лучше всего подойдут гипсовые геометрические фигуры, но можно употребить белую картонную коробку и кулек из белой бумаги.
Штриховое поле подобно линии делит плоскость на две части, но одну из этих частей отмечает - заштриховывает. Штриховое поле условно бесконечно, а практически по длине штрихи несколько выходят за контуры предмета и сходят на нет, сила штриховки слабеет по мере удаления от обозначаемой границы и тоже сходит на нет.
Работа штриховыми полями ведется без предварительного линейного рисунка.
В первых прокладках штрих слабый, бледный. Затем, когда форма становится ясна, делаются более темные прокладки. Мы как бы все глубже и глубже врезаемся в форму. Никаких исправлений ластиком не делается.

Штриховые поля обозначают именно переломы формы, границы предметов, а не тени и окраску. Свет и тень можно ипользовать как ориентиры, но их изображенте не является целью. Цель - обозначение переломов формы предмета. Штриховое поле всегла ведется от края границы формы, штрихи идут параллельно этой границе.
Техника работы штрихом такая же как и в упражнении на постановку руки - в обе стороны движение рабочее, каждый последующий штрих делается со смещением примерно на 1 мм.
В отличие от упражнения в работе штриховыми полями допускается дуговой штрих, если это необходимо.

ЗАНЯТИЕ ПЯТОЕ

На пятом занятии мы выполним
однотонный рисунок натюрморта.
Мы не только не будем изображать разницу со 414e42be 73;ственной окраски и градации светотени, но намеренно будем этого избегать. Наша задача - показать форму предметов через направление линий.
Сначала выполним линейный рисунок постановки. Затем все предметы аккуратно закрасим в полосочку (это не штриховка), между линиями должны быть одинаковые промежутки - 2-3 мм. Таким образом весь рисунок оказывается равномерно серым.
Отличить один предмет от другого можно только благодаря тому что направления линий в разных предметах различны.
Выбор направления линий не должен быть случайным. Каждый предмет можно представить себе как бы рассеченным рядом параллельных плоскостей. Следы этих плоскостей наглядно показывают форму предмета. В со 414e42be 86;тветствии с этими следами мы рисуем линии на предметах.

следы параллельных плоскостей
на полом цилиндре

следы параллельных плоскостей
на цилиндре

следы параллельных плоскостей
на шаре

Направление воображаемых параллельных плоскостей, рассекающих предметы, мы выбираем исходя из того, насколько ясно в результате будет читаться форма рассекаемого предмета. Например, рассечение шара плоскостями произвольного поворота (как на пояснительном рисунке) выразительнее всего передает форму. А рассечение шара плоскостями перпендикулярными лучу зрения, в результате чего он будет выглядеть как концентрические окружности, менее выразительно.
Для драпировки удобнее всего в качестве направленния линий взять направление нитей, еще удобней если драпировка имеет рисунок в полосочку.
Выполнение этого задания вплотную подводит нас к тому что называется "штрих по форме".

ЗАНЯТИЕ ШЕСТОЕ

На шестом занятии мы выполним
длительный тоновой рисунок штрихом простых геометрических тел - шара и куба. Длительный это значит от восьми часов и далее. В данном случае - от восьми до шестнадцати часов.
Для длительных рисунков бумага должна быть плотной, хорошего качества.
Геометрические тела обычно используются гипсовые потому что на белом предмете легче разобрать градации светотени.
Можно воспользоваться подручными предметами - прямоугольной коробкой и мячом, если нет белого мяча, его можно покрасить водо-эмульсионной краской.

Все что мы делали до сих пор было лишь приближением к полноценному тоновому рисунку штрихом. На этот раз мы такой рисунок выполним в полном объеме и подробно разберем все что относится к культуре работы штрихом.
Определим, какие приемы штриховки мы будем использовать и какие условия будем при этом со 414e42be 73;людать.

═ Расстояние между штрихами во всем рисунке должно быть одинаково.

═ Сила тона штриха зависит от силы нажима карандаша - чем сильнее нажим, тем темнее штрих.

═ Каждый штих с ничего начинается и сходит на нет - это обеспечивает равномерность тона там где области штриховки накладываются друг на друга.

Исключение может быть там где надо резко обозначить границу - штрих делается поперек границы, идет жестко начинаясь от этой границы и сходит на нет.

═ Штрихи делаются не длинными, рука опирается на мизинец, удержание карандаша как при письме. На мизинец можно надеть швейный наперсток чтобы не пачкать рисунок.

═ При повторных прокладках штриха направление штриховки меняется. Это делается для того чтобы промежутки между штрихами не забивались. Между штрихами даже в самом темном месте должна светиться бумага - это дает единство фактуры рисунка, придает рисунку цельность.

═ Кроме штриховки вдоль края формы, как при работе штриховыми полями, мы будем использовать штрих по форме, придавая ему направление подобно тому как мы это делали на пятом занятии. Также возможно и произвольное направление штрихов. Наряду с прямым возможно применять дуговой штрих.

═ Карандаш должен быть остро отточен - за этим надо все время следить - иначе рисунок будет выглядеть замусоленным. Категорически не допускается размазывание грифеля по рисунку.

Приступим к выполнению рисунка. Сначала установим дополнительный источник освещения для подсветки натуры.
Бумага (60х45) должна быть плотной, хорошего качества. Карандаш в основном используется средней мягкости. Там где нужен очень темный тон можно использовать более мягкий карандаш, для тонкой нюансировки в светлых местах - более твердый.
Делаем линейный рисунок постановки. Затем делаем первую штриховую прокладку.

═ Первая прокладка делается по всем темным местам равномерным средней силы тоном "с запасом" - с выходом штриховки за контуры пятен. В первой прокладке окончания штрихов могут быть жесткими и даже иметь "петельки" - эти окончания затем убираются ластиком. Первая прокладка делит рисунок на свет и тень. Закончив ее, убираем ластиком все что выходит за границы рисунка.

═ Вторую прокладку делаем по падающим теням, значительно усиливая их - падающие тени самые сильные. Вторая прокладка делит рисунок на свет, собственную тень и падающую тень.

═ Третью прокладку делаем по переломам светотени - самой темной градации среди со 414e42be 73;ственных теней. Эта градация называлась "тень" - см. первое занятие.

═ Четвертая прокладка делается по всей со 414e42be 73;ственной тени, исключая рефлексы, то есть по теням и полутеням.

Далее идет работа над нюансировкой, уточнением тоновых отношений. Каждый этап работы делается во всем рисунке и только потом можно приступить к следующему - нельзя доводить до готовности один кусок, а потом - другой. Время от времени надо отходить от рисунка и глядеть на него издали, прищурившись.
На переднем плане контраст резче, на дальнем - мягче (см. занятие 2). Задний план надо делать менее контрастным чем он видится в натуре - таким образом мы дадим глубину изображению.
Также надо следить за тем чтобы падающие тени не становились самостоятельными предметами - их надо делать мягче и однородней чем в натуре. Не гонитесь за нюансами тона в падающих тенях - они дадут неуместную дробность. Чтобы увидеть падающие тени как единую массу, надо убрать весь свет, кроме подсветки.
Круглые предметы на свету надо делать к краю темнее, а в тени - светлее. Обратите внимание на разницу градаций со 414e42be 73;ственных теней на шаре и кубе: на шаре присутствуют все градации. Их последовательность: блик, свет, полутень, тень, полутень, рефлекс (см. занятие 1).
На кубе нет плавных переходов. Там мы видим три грани - освещенную, освещенную вскользь и теневую. Однако, эти грани нельзя заштриховать однородным тоном. Освещенная грань и грань освещенная вскользь будут несколько темнее по мере удаления. В теневой грани по мере удаления тон светлее, в ней градации тона несколько сложнее чем на освещенных гранях за счет рефлексов.
В завершение проводится работа над разницей контрастов и делается обобщающая прокладка по всем теням, чтобы придать форме цельность. То есть, мы мы идем от больших отношений ко все более мелким, но затем снова возвращаемся к большим отношениям.

ЗАНЯТИЕ СЕДЬМОЕ

На седьмом занятии мы выполним
длительный тоновой рисунок штрихом гипсового орнамента. В основном все приемы работы те же что мы использовали в рисунке простых геометрических тел - шара и куба (см. занятие 6).
Разница заключается в том что в сложной форме иногда трудно определить однозначно: падающая тень или со 414e42be 73;ственная. Часто бывает так что тень начинается как со 414e42be 73;ственная, а заканчивается как падающая по причине поворота формы, на которой она лежит.
Также обратите особое внимание на моделировку мелких деталей - в них присутствуют все те же градации светотени, что и в крупных!
Последовательность работы с прокладками та же что мы использовали в рисунке простых геометрических тел. В завершение так же проводится работа над разницей контрастов и делается обобщающая прокладка по всем теням, чтобы придать форме цельность.

ЗАНЯТИЕ ВОСЬМОЕ

На восьмом занятии мы выполним
длительный тоновой рисунок штрихом натюрморта из предметов с различной со 414e42be 73;ственной окраской.
В постановке должны присутствовать белый предмет, очень темный предмет и предмет среднего тона.
В этом задании, помимо точного отражения разницы со 414e42be 73;ственной окраски предметов на свету, стоит непростая задача передачи единого пространства теней. Какой бы ни была разница со 414e42be 73;ственной окраски предметов, в тени должно быть единство среды, ни один предмет не должен вырываться вперед или проваливаться.
В тени все тоновые отношения мягче чем на свету, как говорил один педагог, "в тени форма спит".
В первой штриховой прокладке мы захватываем не только тени, но и темные предметы на свету.
Возможно сделать дополнительную общую прокладку после первой, усиливая где надо со 414e42be 73;ственный тон предметов. Однако, это не всегда хорошо, так как в результате можно отчасти потерять линейный рисунок.
В остальном все приемы работы те же, что мы использовали в рисунке гипсового орнамента (см. занятие 7).

В изобразительном искусстве есть универсальное правило: искать в разном подобное, а в подобном - разницу. Например, глиняная бутылка темная, но она имеет цилиндрическую форму и поэтому освещена не одинаково. Это разница в подобном. А кружка имеет другую со 414e42be 73;ственную окраску. Но она, как и бутылка, имеет в основе цилиндрическую форму и освещена так же как и бутылка. Это - подобное в разном. Вы сами можете бесконечно умножить такие примеры.

ЗАНЯТИЕ ДЕВЯТОЕ

На девятом занятии мы будем делать
наброски на пятно с натуры кистью тушью.
Формат набросков А-4 - А-3, время выполнения - 10 секунд. Кисть подойдет круглая (для акварели) №10 колонковая или синтетическая.
Техника выполнения наброска следующая: сначала мы делаем наметки тушью с водой по основным контурам предеметов - получается бледный подмалевок. Затем, когда очертания предметов ясны, мы тушью без воды в полную силу тона делаем прокладку по самым характерным темным пятнам, независимо от того, тени это или со 414e42be 73;ственная окраска предеметов.
Следует иметь в виду, что мы не обязаны пересчитывать все пятна и передавать их очертания с фотографической точностью. Гораздо важнее живость наброска, набросок должен иметь со 414e42be 73;ственное дыхание, а натура - лишь повод для его рождения.
О набросках смотрите также в разделе "Конструктивный рисунок", занятие десятое.

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz