Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
ТЕХНИКА РИСУНКА
Техника рисунка — это совокупность приемов и средств, применяемых
художником. Как ни покажется странным, все громадное разнообразие
изображений, с которыми мы встречаемся, осуществляется всего лишь двумя
приемами — линейным и тоновым. Линейный прием — формирование изображений посредством контурных линий, штрихов. Тоновый прием — формирование цветных или монохромных изображений посредством мазков, заливок.
Работая над этим пейзажем, я использовал линейный прием. Обнаженный натурщик также выполнен линейным приемом, однако стиль я избрал другой. Стиль — совокупность черт, близость выразительных художественных приемов и средств, обусловливающая собой единство работы.
Работы каждого художника имеют отличительные признаки, которые
сродни почерку — индивидуальной манере выполнять начертания букв в
письме. Даже при большом желании отделаться от собственной манеры
изображать что-либо не так-то просто, а по существу — невозможно. И не
надо этого делать, потому что манера художника — изюминка, делающая его
работы непохожими на работы других. Вторая изюминка кроется в том,
чтобы научиться верно передавать формы изображаемых вещей. Для этого
надо быть наблюдательным, вникать в их суть, свойства, природу.
Здесь изображения обнаженной натуры также выполнены линейным
приемом Разница заключается только в том, что я прибегнул к штриховке и
использовал неоднородную толщину линий. Кроме того, пластика женского
тела вставила меня в большей степени использовать плавные линии. В
сущности, изображение, выполненное линейным приемом, представляет собой
совокупность линий, внешние границы которых передают форму предмета, а
внутренние — его объем. Может возникнуть вопрос: как рассматривать
штриховку, которой обозначается фон? А разве окружающие предметы (пол,
земля, воздушная среда — пленэр) —не объемны?!
ЛИНЕЙНЫЙ ПРИЕМ Основу линейных рисунков составляет условность —линия,
которой мы отображаем контур видимых нам форм. В действительности ни
один предмет в природе не имеет линий. Несмотря на условность, линейные
рисунки зрительно воспринимаются как нечто вполне естественное. В чем же
здесь дело, в чем секрет? Стоит вспомнить такой факт: наши глаза видят
мир в перевернутом виде. Многие об этом даже и не подозревают. Для
«отягченных знаниями» — процесс не поворачивается вспять. Все происходит
на уровне подсознания. Видимо, в линейном способе содержится столько
естественности, что организм воспринимает его за «своего», автоматически
доводит до нормы, понятной эмоциональной сфере. А эмоциональная сфера
реагирует на содержательную часть изображения — вызывает улыбку, грусть,
смех, разочарование, десятки других приятных и не очень душевных
переживаний, чувств (эмоций).
Проделайте
эксперимент: покажите линейный рисунок ребенку и спросите, что
нарисовано? Малыш без всякого напряжения узнает, что нарисовано, и
расскажет, несмотря на то, что имеет дело с условностью, о которой еще
ничего не знает. К видению мира детьми я буду обращаться не раз. Оно
справедливо, поскольку не покалечено образованием. К сожалению, наше
образование жестоко, потому что держит неверный тон — рассматривает
мироустройство приземленными категориями, низводя на нет романтику,
личностные ощущения (переживания, чувства), оптимизм, превращает
индивидуумов в роботов, способных все понимать (одинаково!), красиво
изъясняться (одинаково!) и видеть мир не таким, какой он есть, а таким,
как он устроен.
Кстати,
мир устроен гораздо сложнее, чем представляется науке. В этом вопросе
наука откровенно занимает позицию глупца — отрицает само существование
тех вещей, природу которых не может объяснить, например, наличие души —
особой нематериальной субстанции (по идеалистической философии). Всем
очевидно, что есть нечто подобное, которое делает из человеческой :соби
личность. Только не науке!
Допустим
на миг, что наука откроет, признает, а педагогика — возьмет эту
*новость» на вооружение. Образование станет оптимистичным, ярким, любо-
"ытным и добрым — почти таким, каким воспринимает окружающий мир
«не-::эазованный» ребенок. Достоинства линейного рисунка. Технически
несложен. Легко осваивается художниками. Четок. Воздушен. Краток в
изложении. Обладатель множества разнообразных почерков. Способен
передавать всю гамму душевных переживаний, чувств человека.
Хорош в сюжетных картинах. В орнаментах — неотразим. Питает слабость к природе.
Любим
зрителями за организованность, вразумительность, содержательность. На
книжных страницах в течение многих веков безоговорочный монополист.
Пример сюжетных изображений: «Чрезвычайное собрание производителей по
поводу дятла, вылупившегося из куриного яйца». Слева направо: петух
Лег-"орн, птенец дятла, Банкивский петух, Бойцовый петух.
Жаркие прения с утратой лучшего пера у Леггорна и счастливый конец.
ТОНОВЫЙ ПРИЕМ
Тоновый прием технически сложнее линейного. Он способен
напрямую воздействовать на эмоциональные сферы зрителя, минуя
аналитический центр, благодаря своей «естественной» природе. В этом
главная сила и достоинство тоновых рисунков. Перед вами пример тонового
приема — женский портрет. Изображение не содержит ни одной линии или
контура (по компьютерной терминологии — обводки), одни однородные краски
(по-компьютерному — сплошные заливки) различных оттенков.
Цветочная композиция также выполнена тоновым приемом, но достигнута не сплошными, а градиентными заливками различного
типа. Скелет человека (вид спереди, сзади и сбоку) я создавал сплошными
залив ами разных оттенков, то есть использовал тоновый прием.
В
настоящее время я работаю над книгой, посвященной пластической анатомии
человека. В ней будут рассматриваться костная и мышечная структуры, ¦
польку именно они определяют подвижность, пропорции и колоссальное
изнообразие форм в статике и движении тела человека. Компьютер дает нам
уникальную возможность за две-три минуты воспроизвести взаимосвязь
костей скелета в любом положении тела. Допустим, моменты «отработки
техники прыжка» могут выглядеть так:
За
неделю занятий по моей методике вы без напряжения (и с большим
удовольствием!) научитесь создавать подобные вещи, следовательно,
приблизитесь к заветному рубежу — умению изображать человека. Занятия в
балетном классе можно отобразить следующим образом:
С
подобной легкостью в дальнейшем вы будете работать с мышечной сис-
"емой, которая определяет наши формы. Затем мы перейдем к одушевле- -»'ю
— отображению внутреннего, психического мира человека со всей гаммой
**~о переживаний. Мы разобрали суть и достоинства линейного и тонового
приемов в чистом виде, без связи друг с другом. Однако ничто не мешает
нам устанавливать эту связь в любой пропорции любыми способами. Пример
простейшего сочетания линейного и тонового приемов при работе над
портретом:
До
сих пор рассматривалась техническая суть художественных изображений.
Художественное конструирование (дизайн) держится на тех же приемах —
линейном и тоновом. Перед вами два орнамента, каждый из которых выполнен
тем и другим приемом:
Итак, техника рисунка — это
совокупности приемов и средств, применяемых художником. Под приемами
подразумевается не только сущность в двух лицах — линейный и тоновый
приемы, но и способы осуществления изображений — действия или системы
действий. Средств, то есть приспособлений, используемых
художником, в CorelDRAW предостаточно. Традиционный художник вряд ли
способен вообразить их эффективность и назначение, поскольку
большинство из них не имеет аналогов в ж изни. Но и компьютерному
художнику никогда не удастся исчерпать до дна зти средства в силу их
многочисленности и способности трансформировать по золе мастера. На способы (приемы)
программа тоже щедра. Впрочем, способами CorelDRAW не заведует, но дает
нам возможность разработать их. Поэтому в собственной неповторимой
манере может творить практически каждый художник, если подыщет к
программе свой особый подход. Суть настоящей книги — изучение
способов, которыми возможно осуществлять на компьютере работу тоновым и
линейным приемами. Фактически это продолжение работы по исследованию
возможностей инструментов программы CorelDRAW, начатой в первой книге,
но работа более глубокая, с максимальной практической пользой для вас.
Скажу сразу — количеству способов, которыми на компьютере можно
осуществлять подобную работу, никогда не будет предела из-за новых
разработок CorelDRAW, а также благодаря нашему и зобретательному уму и
сноровке. С хрестоматийными способами реализации х удожественных
изображений на компьютере и с теми, которые мне удалось р азработать, мы
познакомимся.
ТЕРМИНОЛОГИЯ
Несколько терминов, в той или иной степени относящихся к рисунку. Графика —
искусство изображения предметов контурными линиями и штрихами, без
красок или — искусство рисования, в котором преобладает лилейная
передача формы, в противоположность живописи, с ее более объемной тр
актовкой изображаемых предметов. Рисунок — основной вид графики. Зарисовка — рисунок с натуры. Эскиз — предварительный, неоконченный рисунок, набросок. Набросок — кратковременный (предварительный) рисунок (с натуры и по п амяти), лаконично передающий самое главное в общих чертах. Этюды (они
же — заготовки эскизов) — изображения, решенные цветом (красками). В то
же время этюд — это рисунок, картина или скульптура, выполненная с
натуры, обычно часть будущего большого произведения. «Классификация»
художников. График — художник, занимающийся графикой. Живописец — художник, работающий красками. Дизайнер —
художник-конструктор, занимающийся разработкой вещей, машин,
интерьеров, основываясь на принципах сочетания удобства, экономичности и
красоты. Какое бы направление ни избрал компьютерный художник в
дальнейшем, вначале он должен ешь рисовальщиком — художником,
владеющим искусством рисунка. А это, прежде всего, освоение техники
рисунка, которая и для графиков, и живописцев, и дизайнеров едина. Так
что отнеситесь к этому вопросу с предельной серьезностью. Не забывайте
чередовать занятия на компьютере с традиционным рисованием. Иначе
разучитесь держать в руках карандаш.
|
Календарь | « Апрель 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
|
|