Мир рисунка сайт учителя ИЗО МХК Иванченко Надежды Владим...

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 444
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Живопись акварелью

ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ

Тема первого занятия
по живописи -
четыре цветных эскиза акварелью с натуры.
Бумага для работы акварелью должна быть белой, плотной, хорошего качества. Глянцевая бумага не годится. Чтобы бумага от воды не коробилась, ее проще всего приклеить скотчем к листу стекла по всему периметру.
Перед работой акварелью бумагу желательно протереть влажной губкой и дать подсохнуть - это предотвратит скатывание краски в капельки из-за присутствия в бумаге (если бумага свежевыделанная) некоторого количества масел.
Кисть лучше использовать беличью или колонковую, круглую №10. Кисть должна при намачивании принимать форму заостренного конуса.
Палитра для акварели употребляется белая эмалированная, фарфоровая или пластиковая. Возможно в качестве палитры использовать лист плотной белой бумаги.
Натюрморт ставим из простых предметов, не больше трех. Должны присутствовать предметы теплой, холодной и нейтральной окраски. Установим дополнительный источник освещения. Свет от электрической лампы накаливания теплый. Тени по контрасту холодные. Таким образом, предметы нейтральной окраски на свету будут теплыми, а в тени - холодными.
Это не значит, что красное в тени холоднее синего на свету. Собственная окраска предметов имеет большое значение. Кроме того, в тени всегда есть рефлексы и, например, рефлекс в холодной тени может быть очень теплым. Но такой рефлекс не будет теплее поверхности, от которой он отражен.

Сначала лист бумаги примерно 60х45 см разделим на четыре равных прямоугольника и сделаем четыре одинаковых рисунка постановки.
В первом прямоугольнике выполним цветовой композиционный анализ постановки (см. занятия 5 и 7 из раздела "композиция"), используя два цвета - один теплый, другой холодный. Пусть это будут оранжевый и синий цвета.
Во втором прямоугольнике выполним такую же схему как и в первом, но добавим еще два цвета - один теплый, другой холодный. Пусть это будут желтый и зеленый цвета. Все что было синим, равномерно закрашиваем в синий и зеленый цвета, исходя из того, какой цвет в конкретном месте ближе к натуре. Все что было оранжевым, равномерно закрашиваем в оранжевый и желтый цвета.
Во третьем прямоугольнике схема расположения цветов остается той же что и во втором, но мы еще на один шаг приблизимся к натуре. Теперь мы введем в нашу схему светлоту, то есть, светлые места красим бледной краской, темные - в полную силу. Там где со 414e42be 73;ственного тона краски не хватает, смешиваем ее с черной краской. Но цветные краски друг с другом не смешиваем - они остаются на тех же местах что и во втором прямоугольнике.
В четвертом прямоугольнике мы стараемся как можно точнее передать натуру. Надо учесть, что для адекватной передачи натуры надо ее несколько утрировать, так как натура трехмерна, а наш лист - плоский. Мы можем добиться ощущения объемности и глубины за счет разницы тоновых и цветовых контрастов. Чтобы понять, что такое цветовой контраст, вспомним цветовой круг (занятие 5 из раздела "композиция") Если смешать три основных цвета - красный, желтый, голубой - мы получим серый цвет, цвета взаимоуничтожатся. Тот же эффект получится, если мы смешаем попарно красный с зеленым, желтый с фиолетовым, голубой с оранжевым. Эти три пары цветов являются контрастными. В цветовом круге их позиции диаметрально противоположны.
Можно пользоваться любыми красками и смешивать их по мере необходимости. Остается только одно условие: цветовая композиционная схема должна со 414e42be 73;людаться, теплое и холодное остается на тех же местах что и в предыдущих прямоугольниках. Например, там где в композиционной схеме был синий цвет, мы можем сделать холодный фиолетовый, сложный холодный коричневый, зеленый, но ни в коем случае не теплый цвет.

Правильно взятые отношения теплого и холодного со 414e42be 89;тавляют основу живописи с натуры как в акварели, так и в любой другой технике - в живописи маслом, темперой, гуашью и т. д.
Обратите внимание, что изображение выполненное в третьем прямоугольнике выглядит весьма достоверно, несмотря на предельную условность живописи.
Правильно взятые отношения теплого и холодного позволяют добиться среди всего прочего и решения задачи построения единого пространства теней (в живописном аспекте этой задачи). О едином пространстве теней смотрите также задание 7 из раздела "тоновой рисунок".

ЗАНЯТИЕ ВТОРОЕ

Тема второго занятия -
живопись мазком.
Мы приступаем непосредственно к технике работы акварелью. Акварель - техника сложная. Наш курс не предполагает освоения этой техники в со 414e42be 74;ершенстве. Мы только познакомимся в первом приближении с особенностями работы акварелью, попробуем почувствовать ее специфику.
Сделаем постановку из двух - трех предметов и драпировки (куска ткани). На листе плотной бумаги 45х60 см выполним два одинаковых рисунка натюрморта. В одной половине мы выполним одноцветную живопись или гризайль. Это можно сделать черной или темной коричневой краской. Гризайль поможет освоить технику, не отвлекаясь на подбор цвета и позволит выяснить, как поведут себя краски по мере высыхания. Обычно акварель, высыхая, светлеет примерно на одну треть первоначального (сырого) тона.
Во второй половине листа выполним полноцветную живопись. В полноцветной живописи черную краску не используйте - ищите адекватную замену, смешивая цветные краски. Всегда обращайте внимание на теплоту цвета - особенно в предметах нейтральной окраски.

Мазком мы будем называть однородное по тону и цвету пятно размером не больше чем две величины волосяной части кисти.
При работе над заданием будем со 414e42be 73;людать некоторые ограничения.
1. Мазок не должен быть сухим - в нем не должно оставаться по ходу движения кисти полос незакрашенной бумаги. Но, если на кисти слишком много воды, краска стекает вниз по бумаге ручейками. Краска должна ложиться прозрачно даже в самых темных местах, бумага должна просвечивать сквозь краску.
2. Пока мазок не высох, мы не кладем мазков рядом с ним - мазки не должны сливаться в сыром виде.
3. Мазок после того как его положили нелья перекрашивать. Стараемся сразу попасть в нужный тон. Если мазок неверен, его надо не исправлять, а скомпенсировать в ходе дальнейшей работы за счет со 414e42be 89;едних мазков. Постарайтесь найти как можно больше цветовых оттенков - пусть у Вас не будет двух одинаковых мазков.
4. Первый мазок кладем по самому темному месту - это сразу задаст тоновой диапазон натюрморта.
5. В начале работы не кладем больше двух мазков по одному предмету. При этом, если один мазок положен по освещенной части предмета, другой мазок кладем в тени этого предмета.

Это применение универсального правила: искать в разном подобие, а в подобном - разницу(см. занятие 7 из раздела "тоновой рисунок").Таким образом, если мы кладем один мазок в тени, а другой мазок на свету в одном предмете, мы ищем разницу в подобном. А если сравниваем тень на одном предмете с тенью на другом - ищем подобие в разном. Ни в коем случае нельзя писать ободки на посуде и тому подобное одной линией! В таких ободках как раз со 414e42be 76;ержится огромное количество градаций - ведь каждая часть ободка повернута к свету под своим углом.
6. Сначала работаем в середине рисунка, там где со 414e42be 89;едствует наибольшее число тоновых отношений, и постепенно приходим к краям изображения. Когда мы сделаем первую проходку, в которой ни один мазок не кладется вплотную к другому, возвращаемся опять к середине листа. Теперь мазки второй проходки кладем вплотную к высохшим мазкам первой. С каждой проходкой белой бумаги между мазками остается все меньше, пока все пространство рисунка не окажется покрыто мазками краски. Блики на глянцевых поверхностях оставим белыми.
7. Мазок можно класть по форме так же как и штрих (см. занятие 5 из раздела "тоновой рисунок"). На границах формы мазок лучше класть вдоль линии - это поможет со 414e42be 93;ранить рисунок.
8. Когда прорабатываются такие детали как отверстие ручки чашки, следует класть тон параллельно как в отверстии, внутри ручки, так и снаружи. Надо следить за тем чтобы тон внутри ручки и снаружи не отличался. В противном случае отверстие не будет восприниматься.
9. Светлые предметы легко можно сделать слишком темными. Их следует писать тогда, когда когда будет написано их окружение - так легче взять правильный тон.

ЗАНЯТИЕ ТРЕТЬЕ

На третьем занятии мы выполним
живопись заливками.
Сделаем постановку из двух - трех предметов и драпировки. На листе плотной бумаги 45х60 см выполним два одинаковых рисунка натюрморта. В одной половине выполним гризайль, в другой - полноцветную живопись.
Заливкой мы будем называть пятно краски на сухой бумаге произвольной формы и размера, в котором вся работа должна быть сделана до того как это пятно высохнет. Заливка может быть как однородной, так и разнородной по тону и цвету. Можно делать заливку сразу краской, а можно предварительно смочить пятно предназначенное к заливке водой, а потом в него вводить цвет.
Для работы заливками лист лучше всего расположить в горизонтальной плоскости. Например, положить стекло с листом на табурет. Если лист расположен вертикально, краска в заливках будет стекать вниз, что не всегда желательно.
Один край заливки мы будем прокладывать вдоль границы формы (края предмета), другой - сводить на нет кистью с чистой водой. Излишек краски или воды можно удалить чистой насухо отжатой кистью. В сыром виде заливки не должны со 414e42be 87;рикасаться.

Заливки со 414e42be 87;рикасаются либо по границе предмета (когда одна из них уже высохла), либо край одной заливки накладывается на край другой, уже сухой, там где нет границы предметов и высохшая заливка сведена на нет.
При работе заливками воды в краске больше, поэтому краска будет светлеть при высыхании больше, чем при работе мазком. Постарайтесь утрировать цветовые и тоновые контрасты. Вводите в заливки больше чистых цветов, попробуйте поиграть с цветом.
Заливка позволяет с одной стороны добиться декоративно-живописных эффектов, свойственных акварели, а с другой стороны - не потерять границы предметов.

ЗАНЯТИЕ ЧЕТВЕРТОЕ

На четвертом занятии мы выполним
живопись по сырому.
Сделаем постановку из двух - трех предметов и драпировки. На листе плотной бумаги 45х60 см выполним два одинаковых рисунка натюрморта.
В одной половине выполним гризайль, в другой - полноцветную живопись. Лист лучше всего расположить в горизонтальной плоскости.
Чтобы писать по сырому бумагу перед живописью надо смочить большой чистой кистью или губкой. Бумага должна напитаться водой, однако, к моменту начала живописи не должно быть луж. Лучше всего начать живопись с более светлых мест - на них не так заметна потеря формы. По мере высыхания бумаги следует переходить к более темным местам и уточнять детали где добавляя тон, а где выбирая краску отжатой насухо кистью.
Работать надо быстро и со 414e42be 73;ранно - все должно быть закончено до того как бумага высохнет. Не стоит очень беспокоиться о точности формы - гораздо важнее почувствовать поведение краски. Смелее набирайте тон и не жалейте цвета, так как при живописи по сырому, как и при работе заливками, краска значительно светлеет, высыхая.

ЗАНЯТИЕ ПЯТОЕ

Тема пятого занятия -
живопись в комбинированной технике.
Сделаем постановку из двух - трех предметов и драпировки.
На листе плотной бумаги 60х45 см выполним один рисунок натюрморта. На этот раз мы будем работать сразу цветом. В этом задании мы будем применять по мере надобности все приемы, с которыми познакомились ранее. Новым будет то что мы будем накладывать один слой краски на другой. Также возможны исправления на высохших участках живописи - исправляемое место смачивается чистой водой и выбирается насухо отжатой кистью, после чего его можно перекрасить. Но это лишь в крайнем случае.
Начать работу лучше всего с больших заливок в половину тона по основным цветовым отношениям. Дальше работа преимущественно будет вестись мазками. При этом строго со 414e42be 73;людаются условия:
1. Делать следующую прокладку можно только тогда когда предыдущая полностью высохла.
2. Во вторых прокладках недопустимы никакие исправления по сырому! Это нарушит нижний слой краски. Слои должны лежать один на другом, не смешиваясь. Сам способ наложения мазка должен быть предельно деликатным - лишь одно мягкое касание кисти.
3. Все слои, сколько бы их ни было, должны со 414e42be 93;ранять прозрачность. Лучше, если слоев не больше трех.

В этом задании мы должны предельно приблизиться к реалистической живописи с натуры, учитывая и цвет, и тон, и форму. Чтобы придать изображению глубину, надо воспользоваться разницей контрастов - ближний план и предметы более контрастны, дальний план, фон и драпировки - менее контрастны. В живописи должна работать также и световоздушная перспектива: по мере удаления цвета становятся холоднее. При больших расстояниях до предметов, как это бывает в живописи пейзажа, все цвета становятся холодными на дальних планах.
О разнице контрастов смотрите также занятие 2 из раздела ╚тоновой рисунок╩.
О контрасте цветов смотрите также занятие 1 из раздела ╚живопись акварелью╩.

ЗАНЯТИЕ ШЕСТОЕ

Тема шестого занятия -
наброски акварелью с натуры.
Формат набросков - А-4, время выполнения - до 5 минут.
В живописных набросках самой главной задачей является поиск цветовых отношений, наиболее точно передающих характер натуры. Эти отношения надо утрировать, иногда доводя почти до абсурда - это даст ценный опыт живописного анализа.
Мы не будем делать предварительного рисунка - форма предметов имеет в данном случае второстепенное значение. Но если удастся уловить и выразить характер формы, подобно тому как это было в набросках на пятно тушью (см. занятие 9 из раздела ╚тоновой рисунок╩), то это будет двойной удачей.
Работаем широко, большими пятнами и стараемся сразу попасть в нужный цвет и тон.
Если мы видим, что цвет не со 414e42be 86;тветствует тому что нам надо, мы просто начинаем новый набросок.

В набросках качества акварели проявляются непроизвольно, создавая неожиданные эффекты. Пусть это станет для Вас источником удовольствия.
О набросках смотрите также занятие 10 из раздела ╚конструктивный рисунок╩.

В завершение раздела, посвященного живописи акварелью, остается отметить , что ограничения, накладывавшиеся в выполненных заданиях, часто служили только задаче раскрытия материала.
Традиционно техника работы акварелью подразделяется на работу в один слой по сырому, работу в один слой по сухому и во много слоев по сухому.
Какой будет Ваша со 414e42be 73;ственная техника работы акварелью, зависит только от Вашей любви к акварели и вложенного Вами в разработку этой техники труда.


Перспектива интерьера

ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ

Тема первого занятия -
рисунок стоящего стула с близкого расстояния.
Все задания раздела "перспектива интерьера", кроме последнего, будут выполняться как конструктивный рисунок. В материалах занятия 8 из раздела "конструктивный рисунок" было упомянуто об условностях в построении изображения в перспективе: принято считать что точка зрения одна и что она зафиксирована.
Также принято считать, что луч зрения зафиксирован в горизонтальной плоскости. Но, кроме этого, он условно зафиксирован и в конкретной точке на линии горизонта. Эта точка называется главной точкой.
Через главную точку проходит главная вертикаль - линия, на которой находятся точки схода для вертикальных параллельных прямых.
Перспективные со 414e42be 82;ращения вертикалей становятся заметными тогда, когда изображаемый предмет заметно удален от уровня горизонта. Это со 414e42be 86;тветствует нашему случаю со стулом. Поскольку мы рисуем стул с близкого расстояния, перспективные со 414e42be 82;ращения вертикалей становятся еще более выраженными. Лучше всего использовать стул прямоугольной конструкции - это значительно облегчит понимание персрективных построений.
Если с линией горизонта все ясно, то где располагается главная вертикаль? Мы назначаем ее позицию произвольно. Обычно ее строят по середине изображения. Мы ее намеренно несколько сдвинем относительно середины листа.
В перспективном построении стула у нас будет три точки схода: две точки на линии горизонта для двух семейств параллельных прямых принадлежащих горизонтальным плоскостям и одна точка схода на главной вертикали для семейства вертикальных параллельных прямых.

ЗАНЯТИЕ ВТОРОЕ

На втором занятии мы выполним
рисунок опрокинутого стула с близкого расстояния.
Если все построения в рисунке стоящего стула укладывались в простую схему, то на этот раз эта схема не работает.
Но есть универсальное правило, вытекающее из принципа перспективы "чем дальше - тем меньше". Визуально расстояние между параллельными прямыми уменьшается по мере их удаления от зрителя. Кратчайшее расстояние до прямой это перпендикуляр к ней. Значит, мы всегда можем выяснить положение точки схода для параллельных линий предмета, если выясним, где наш луч зрения перпендикулярен к ним. Для этого мысленно продлеваем линии, образующие конструкцию предмета. В том месте где наш луч зрения перпендикулярен к параллельным линиям, расстояние между ними наибольшее, а,чем дальше от этого места, тем оно меньше.
После того как мы выяснили положение точек схода, дальше работаем, применяя визирование по направлениям (см. занятие 2 из раздела "конструктивный рисунок"). При этом следим, чтобы в каждом семействе параллельных прямых линии постепенно разворачивались веером.

ЗАНЯТИЕ ТРЕТЬЕ

На третьем занятии мы выполним
рисунок углового интерьера.
Словом "интерьер" обозначается внутренний вид помещения. В рисунке интерьера мы показываем и пол и потолок помещения.
Рисунок углового интерьера отличается тем что главная вертикаль расположена в углу помещения, то есть луч нашего зрения направлен в угол. Для такой позиции характерно следующее поведение параллельных линий: линии пересечения стен с полом и стен с потолком имеют две точки схода на линии горизонта. Вертикали остаются вертикальными, так как уровень горизонта находится близко к середине рисунка.
Все параллельные линии предметов мебели со 414e42be 88;иентированных относительно стен имеют те же точки схода, что и линии помещения. Построение предметов мебели лучше начинать от их следов на плоскости пола, затем достраивая высоту.
Обратите внимание на правильное положение уровня горизонта: расстояние от пола до уровня горизонта относится к высоте помещения как расстояние от пола до Ваших глаз к высоте от пола до потолка. Этот уровень можно отметить в натуре просто сев на стуле возле стены.

ЗАНЯТИЕ ЧЕТВЕРТОЕ

Тема четвертого занятия -
рисунок фронтального интерьера.
В рисунке фронтального интерьера луч зрения перпендикулярен плоскости одной из стен.
Найдите реально в интерьере точку, в которой луч Вашего зрения перпендикулярен плоскости выбранной стены или главную точку. Тогда Ваш рисунок со 414e42be 74;падет с тем что Вы видите в натуре.
В случае фронтального интерьера схема перспективных построений будет предельно проста: линии ширины и высоты будут строго вертикальны и горизонтальны, без перспективных искажений.
Все параллельные линии глубины будут иметь точку схода в главной точке.
Еще раз обращаю внимание, что предметы мебели обычно со 414e42be 88;иентированы вдоль стен и именно поэтому подчинены той же схеме что и помещение.

ЗАНЯТИЕ ПЯТОЕ

На пятом занятии мы выполним
рисунок интерьера в сферической проекции.
Я уверен, что Вы уже задавались вопросом: а не должно ли существовать для параллельных линий двух точек схода? И, если существуют две точки схода, не должны ли параллельные линии изгибаться? Все эти вопросы находят разрешение в сферической схеме перспективы.
Криволинейные искажения реально существуют в видимой нами картине мира, но мы не замечаем их по двум причинам. Во-первых, эти искажения существенны лишь на переферии поля зрения, а мы используем в активном восприятии только поле ограниченное углом примерно тридцать градусов. Во-вторых, мы разглядываем объекты, то есть переводим взгляд с одного места на другое. Таким образом мы складываем общую картину из кусочков с минимальными криволинейными искажениями. Линия, на которую направлен взгляд, оказывается проходящей через главную точку, а все линии проходящие через главную точку не имеют криволинейных искажений, они всегда прямые.
Сферические искажения можно наблюдать на сферических зеркальных поверхностях. Например, на елочных украшениях в виде шаров. Если Вы обратили внимание, Ваши глаза всегда в центре отражения на шаре. Это позиция главной точки. Реально главная точка не привязана ни к уровню горизонта, ни к главной вертикали. Но мы в нашем рисунке для упрощения работы и большей наглядности за основу возьмем схему фронтального интерьера.
Таким образом все линии глубины будут иметь точку схода в главной точке и будут оставаться строго прямыми. Также строго прямыми будут главная вертикаль и линия горизонта. Все остальные линии будут по мере удаления от главной точки все более и более изгибаться, трансформируясь наконец в окружность.Каждая линия не проходящая через центр, будучи продленной, является полуэллипсом.
Начнем рисунок с того что впишем в лист максимально большую окружность и через ее центр построим линию горизонта и главную вертикаль. На этих двух линиях мы можем откладывать размеры и пропорции, как на осях координат. Но и здесь будут искажения - предметы одного и того же размера будут больше к центру и меньше к краям, так как к краям поверхность заворачивает вглубь.
Обратите внимание, что самое большое расстояние от любой из искривленных линий до неискривленной, то есть проходящей через главную точку, должно быть по перпендикуляру, направленному к главной точке. Иными словами, центр дуги, в которую превращается вертикаль, удаляясь от главной вертикали, находится на линии горизонта. Соответственно, центр дуги, в которую превращается горизонталь, удаляясь от линии горизонта, находится на главной вертикали.

ЗАНЯТИЕ ШЕСТОЕ

На шестом занятии мы выполним
наброски фрагментов интерьера свободной линией.
Формат набросков - А-4, время выполнения - до 10 минут. Можно сказать, это медленные наброски.
Наброски выполняем простым карандашом средней твердости. Суть этого задания в том, чтобы со 414e42be 74;ершенно исключить какие-либо промеры и, разумеется, исправления. Мы просто перечисляем линии конструкции предмета, не заботясь о пропорциях. Это перечисление должно быть достаточно подробным, в отличие от набросков в предыдущих разделах программы, где одним из требований была лаконичность, то есть некоторая незавершенность. Задний план может проступать сквозь передний, линии могут быть кривыми и дрожащими - пусть это не беспокоит Вас. Главное - свободное скольжение линий, погружение в это скольжение. Передний план можно выделить более сильным нажимом карандаша.


Рисунок головы

ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ

Формат бумаги во всех заданиях по рисунку головы 60х45 см. На первом занятии мы выполним
схематический рисунок гипсовой маски
в ракурсе 3/4. Хотя мы будем рисовать с натуры, наш рисунок будет лишь отдаленно напоминать конкретную гипсовую маску. Задача со 414e42be 89;тоит в том чтобы попытаться выразить объем, используя лишь три рода плоскостей, перпендикулярных друг другу.
Это фронтальные (передние), профильные (боковые) и горизонтальные (нижние) плоскости.
Явления перспективы в этом задании мы со 414e42be 79;нательно игнорируем, весь рисунок будет со 414e42be 89;тоять из трех семейств параллельных прямых.
Начнем с того что построим прямоугольный параллелепипед или, попросту, "кирпич". В "кирпиче" обозначим след плоскости симметрии или среднюю линию. Затем выделим плоскость лба и спинки носа, а все остальное несколько углубим. Сотрем ненужные более линии, а на углубленной части достроим среднюю линию.
Обратите внимание, что каждый угол формы должен быть образован тремя линиями. Возможно что третья линия не видна, но она обязательно присутствует в конструкции.

Дальнейшая работа заключается в том что мы делаем форму все более подробной, вынимая или надстраивая "кипичики". Но всегда должно быть строго отслежено положение средней линии и все построения относительно этой линии должны быть симметричны. При этом каждому уровню фронтальных плоскостей со 414e42be 86;тветствует свое конкретное положение средней линии.
Когда построение формы будет закончено, закрасим боковые плоскости в серый тон, а нижние - в черный. Это облегчает восприятие объема формы.
При всей условности изображения в нем ясно прослеживаются все закономерности построения человеческого лица.

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz